Вернемся к истории с письмом от сервиса "Мои налоги", которое поступило мне на почту. С 2010 года, когда цифровые сервисы в России были развиты гораздо хуже, чем сейчас прошло довольно много времени, появились Госуслуги, на сайтах ведомств появились онлайн-формы по оплате штрафов и налогов, довольно сильно прокачались мобильные приложения банков - оплатить налоги и штрафы стало проще, чем раньше. Дополнительные сервисы для этого стали не нужны. Объективно, данные факт оказал влияние на доходы от бизнеса, суть которого заключалась в посредничестве в оплате штрафов и налогов. И вот тут пришло время сложить все детали данного пазла воедино.
Примерно с 2021 года на электронные почты людям начинают приходить странные письма от сервиса, которым руководит Василь. В этих письмах их просят оплатить налоги или штрафы. Часто в этих письмах приводятся рандомные данные, которые ни как не связаны с людьми, которым они приходят. При этом сервис, которым руководит Василь берет лицензионное вознаграждение за оплату налогов и штрафов. Сам сервис "Мои штрафы" имеет дизайн с закосом под легитимный государственный сервис (название "Мои штрафы", флаг России на фоне). Не знаю как вы, но я вижу тут элементы фишинга.
По информации из "Энциклопедии Касперского", фишинг - это вид мошенничества, когда пользователя пытаются напугать, придумать критичную причину для того, чтобы он выдал свою личную информацию. Характерной особенностью фишинговых писем является очень высокое качество подделки. Адресат получает письмо с логотипами банка / сайта / провайдера, выглядящее в точности так же, как настоящее.
По моему мнению, данные особенности фишинговых писем Василь применяет для того, чтобы привлечь пользователей на свой сервис. Да, это не фишинг в чистом виде, скорее такой элемент маркетинга.
Не так важно свои долги оплачивают пользователи или чужие, компания ООО "Узнать Штрафы.ру" получает лицензионное вознаграждение, государство получает пополнение в бюджет - вроде все довольны. Кроме человека, который мог по ошибке закинуть платеж за недобросовестного предпринимателя, например. А если учесть, что некоторые пользователи писали, что данные и суммы вообще рандомные - ситуация выглядит ещё веселее.
Сам Василь
на своем сайте пишет, что проводит обучение для руководителей по маркетингу, преподает в "Иннополисе". И тут время вспомнить ряд технических деталей, которые мы обсуждали ранее. Как вы помните, стартовой точкой в отправке письма был поддомен
o1.email.shtrafy-gibdd.ru. Сам домен
shtrafy-gibdd.ru - принадлежит компании ООО "Узнать Штрафы.ру" и привязан к хосту с
IP 185.178.208.152 (Россия). При этом рассылка происходит через иностранный сервис SendGrid, который территориально находится в США. К слову
o1.email.shtrafy-gibdd.ru также привязан к хосту с
IP 208.117.56.148 (США)Если я правильно понял суть маркетингового мува, то получается, что ООО "Узнать Штрафы.ру" в лице сервиса "Мои налоги" через поддомен
o1.email.shtrafy-gibdd.ru передает персональные данные (в частности e-mail) для рассылки иностранному сервису SendGrid. Вы скажете, а как только e-mail может считаться персональными данными? Может, в случае, если он позволяет идентифицировать конкретного человека, например ivanov.i.i@domen.com. Вопрос знатокам, а считается ли это трансграничной передачей персональных данных?
Кстати, а компания Twilio (Вашингтон), которая владеет SendGrid является оператором по обработке персональных данных в России? Думаю, нет.
Так или иначе, мне кажется, что если данная схемка есть в каком-то образовательном курсе, то её не стоит реализовывать. Я понимаю, что все, кроме некролога - это реклама, да и в бизнесе редко, когда встает вопрос этичности, но игра на страхах + использование слов "Налоги" или "Штрафы" в сочетании с Российским флагом надо вообще запретить.